суббота, 30 сентября 2017 г.

Берлинская вышивка шерстью

Вышивка берлинской шерстью на черной канве
Читая книгу о Викторианской Англии (если интересно — называется «Женщины Викторианской Англии, от идеала до порока»), с особенным интересом я остановилась на главе о рукоделии (а как же иначе!).
Конечно, весьма ожидаемо, но от этого не менее приятно было прочитать о том, что и сто, и двести лет назад дамы всех сословий и достатка занимались тем же самым, чем и мы с вами —   творили свои собственные маленькие шедевры из ткани и ниток.
Отдельный интерес  у меня вызвало то, что называется Berlin Woolwork или берлинское шитье шерстью.
Это вышивка окрашенной в яркие цвета берлинской шерстью на канве или сетке, в работе используются основные стежки, отлично знакомые каждой современной рукодельнице — счетный крест, гобеленовый стежок, в некоторых случаях гладь, а также декоративные стежки, к примеру, левиофан и бархатный стежок (их исполнение можно увидеть в конце статьи — думаю, найдутся желающие использовать в работе).
Берлинская вышивка пришла на смену строгой вышивке орнаментов и геометрических узоров, которая была широко распространена до этого и знакома рукодельницам под видом сэмплеров, которые служили для юных рукодельниц своеобразными примерами вышивки, по которым училось не одно поколение вышивальщиц. Вышивать их было достаточно скучным занятием, которому обучали на уроках рукоделия или под руководством опытных старших родственниц. Поэтому нет ничего удивительного, что, когда появились яркие, многоцветные вышивки берлинской шерстью, которые в своих сюжетах нисколько не подчинялись устоявшимся шаблонам, они сразу же покорили сердца рукодельниц. Схемы печатались в довольно больших масштабах, начиная приблизительно с 1810 года, причем имели они вполне привычный нам всем вид. Распространялись они различными типографиями, продавались зачастую вместе с подходящими нитками (как тут не вспомнить наши современные наборы для вышивания!), а также печатались в популярных дамских журналах по домоводству и рукоделию. Примерно в то же время были разработаны новые техники окрашивания шерстяных нитей, за счет чего можно было издавать схемы для ярких, многоцветных вышивок — в это время в моду входят сюжеты, изображающие заморских птиц, попугаев, цветы — именно для того, чтобы акцентировать яркость ниток. Собственно говоря, вышивальщицам была предложена определенная свобода в выборе ниток, которые они могли менять по своему усмотрению.

Схема вышивки цветов

Вообще, что касается сюжетов, то самыми популярными можно назвать следующие.
Конечно же, это во все времена любимые дамами цветы, букеты и натюрморты, венки и гирлянды. Также особой любовью пользовались животные — котята, собаки, лошади, изящные птицы. Известно, что у королевы Виктории имелся вышитый портрет ее любимых комнатных собачек. А мордочки котят часто вышивали на домашних туфлях.
Нельзя также обойти вниманием пасторальные сюжеты, религиозные и библейские сцены, а также картины рыцарской и придворной жизни. С развитием трафаретной печати миниатюрные, упрощенные схемы постепенно сменялись более проработанными и детальными сюжетами.
Интересный факт — раскрашиванием схем зачастую занимались бедные девушки, которые получали за эту, для того времени, достаточно приличную работу, скромную оплату (а справедливости ради, надо заметить, что для женщин возможности зарабатывать в те времена были весьма и весьма ограниченными).
Итак, мода на берлинское шитье в Викторианской Англии распространилась молниеносно — этому занятию посвящали себя все женщины — от самой королевы Виктории до бедных крестьянок. Именно в это время (в середине-конце XIX века) даже появился так называемый «бархатный стежок» — исконно английская разработка.
Готовые вышивки использовали чаще всего в прикладных целях — ими украшалась мебель, предметы интерьера, шкатулки, домашняя обувь, конечно же, подушки, платки и скатерти, воротнички и обложки для бумаг. Вышивали каминные экраны и белл-пуллы (bell-pull – это маленькое панно с подвешенным к нему колокольчиком, который использовался для вызова слуг). Разумеется, вышивка оформлялась и в картины, которые обычно обрамляли тонкой тканью и вставляли в раму.
Ранние вышивки берлинской шерстью отличаются большим изяществом, потому что в качестве основы использовался шелк или тонкая сетка, а канва в привычном нам понимании появилась позднее, ближе к концу XIX века. Это была плотная ткань с крупными отверстиями. Но в качестве основы тонкая сетка выигрывала, поэтому и выбиралась чаще всего.
Таким образом, вышивка берлинской шерстью может по праву считаться родоначальницей той самой вышивки, которой занимаемся мы с вами — по наборам и напечатанным схемам, с подбором специальных вышивальных ниток, из-за чего вызывает среди рукодельниц нашего времени самые теплые чувства, а с нынешней модой на винтаж — тем более.
Стежки (бархатный стежок и левиафан соответственно, ну, а крест и гобеленовый стежок, думаю, в представлении не нуждаются):


Комментариев нет:

Отправить комментарий