суббота, 30 сентября 2017 г.

Элен Димфна Кьюсак, "Скажи смерти "Нет""

 Книга  эта прослушивалась в аудиоформате и прекрасно гармонировала с процессом вышивки, особенно, по традиции, в ночную смену. 
Прочитана (слушана?) довольно давно, и отзыв тоже не новый, но этот отзыв очень ценен для меня (как и воспоминания, как и книга).

Возможны спойлеры!
Это очередная книга, навеянная мне «Волшебной Горой» Манна — и снова она на тему борьбы с болезнью и смертью.
Произведение довольно многогранное, в котором поднимаются самые разные вопросы, которые тесно связаны с основной темой книги.
Итак, перед нами главная героиня — девушка, у которой обнаруживается смертельное заболевание — туберкулез, и все повествование посвящено борьбе с болезнью и возникающими трудностями.
Но книга, в первую очередь, не о борьбе — она о любви. Так живо и трогательно разворачивается любовная тема главных героев, такие интересные метаморфозы происходят, что поневоле очень глубоко проникаешься этими чувствами. Это не плоская, не шаблонная любовь с пасторальной открытки — герои оступаются, совершают ошибки — но это делает их чувство живым, динамичным и глубоким. В этом смысле очень интересен образ возлюбленного главной героини Барта. Сначала он испытывает легкомысленную увлеченность к влюбленной в него девушке, но это не останавливает его перед возникшей бедой — и он поступает благородно и ответственно — и от своей ответственности не отказывается. И со временем чувство крепнет, растет и становится таким всеобъемлющим, что мы в конце видим человека, после всех своих ошибок готового к любым жертвам во имя любимой женщины.
Чувство Джен на протяжении всей книги изменений существенных не претерпевает — но этим оно и манит — своим постоянством, неизменностью. Она любит и даже несколько боится чувствовать себя любимой — в силу тех сложностей, которые, как ей кажется, она приносит.
Помимо чувств, в книге поднимаются крайне острые социальные вопросы — состояние медицины и медицинского обслуживания, состояние общества после разрушительных лет войны, отношения между различными социальными классами.
В этом смысле интересно заметить, что как таковых отрицательных персонажей — с характером, самобытных — в книге нет, а неприятных героев, вроде квартирной хозяйки и главы «Пайн Риджа» можно скорее назвать символом зла социального, подчеркивающих грехи общества. Хозяйка платного туберкулезного санатория олицетворяет то неравенство, которое прокладывает пропасть между богатыми и бедными — и задается вопрос — почему же те, кто не обладает финансами или иными льготами, должны подвергать свою жизнь угрозе только потому, что государство не может им предоставить возможность полноценно лечиться.
На войну выделяются миллионы. Миллионы для того, чтобы нести смерть.
А сколько дает страна на то, чтобы поддержать жизнь?
Есть и то, что меня в этой книге несколько покоробило. Невероятно жизнеутверждающее название предполагает соответствующее повествование, к тому же, автор на протяжение всей книги мастерски помещает разнообразные эпизоды, которые прямо-таки подталкивают нас к тому, что мы начинаем верить в чудо — в то, что у главных героев вот-вот все будет хорошо.
Верим в это до последнего. Но увы и ах — концовка в самых ее последних строках разрушает наши надежды.
Но оцениваю на твердую пятерку. Потому что в книге есть глубина, и, конечно же, потому что поднимается одна из наиболее интересных для меня тем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий