суббота, 23 сентября 2017 г.

Рукоделие и связь веков

Хочу сегодня немного поговорить сама с собой  о рукоделии и его значении в моей жизни.
Пожалуй, оно сопровождало меня всю мою жизнь - когда я была совсем малышкой, бабушка впервые дала мне в руки спицы, и к первому классу я уже ходила в связанных самостоятельно шарфах. Когда мне было лет 11-12, мама подарила мне первый набор для вышивания - как сейчас вспоминаю, это был котенок из серии "Сотвори сама", Риолис. К сожалению, он не сохранился, но его "младший брат" занимает почетное место в моих хвастушках - он был вышит в 2009 году, именно это время я считаю своей "осознанной" точкой начала рукодельной жизни.
Думаю, как и у многих, желание вышивать у меня проснулось в декрете. В период семейной жизни я вышила не так много - почему-то очень много работ ушло в долгострои и так и не закончилось.
* * *
Хотелось бы сказать пару слов о своем отношении к рукоделию в целом, и к вышивке в частности.
Меня всегда очень поражал тот факт, что вышивка всегда сопровождала женский род, прошла - в буквальном смысле - сквозь века. И даже в наше неспокойное время, когда, казалось бы, все увлечены технологиями, гаджетами и прочими детищами современности - вышивка до сих пор остается одним из самых популярных женских занятий. Думаю, что огромное количество вышивальных групп, форумов, каналов и пабликов говорят сами за себя.
А as for me, рукоделие, шитье, вязание - это часть чего-то исключительно сакрального, женского, почти тайного.
Мне вспоминается очень простая и одновременно сильная ханты-мансийская традиция - каждая девушка, женщина имела свой личный рукодельный мешочек, в котором носила свою личную игольницу, а вместе с ней - другие принадлежности для рукоделия, нитки, амулеты. Она никогда не расставалась с этими предметами, и они имели колоссальное ритуальное значение, участвуя в свадебных, похоронных и других обрядах. Это одновременно - символ сакральной "женственности" (я специально беру это слово в кавычки, потому что вкладываю в него несколько другой смысл, отличный от привычного - "женственность" как суть женского начала) и крайне важный предмет в чисто практическом смысле - инструмент создания теплой одежды (надо ли уточнять, насколько это важная вещь).
Так и у нас, я полагаю, хотя в большинстве случаев в наше время рукоделие потеряло свой утилитарный смысл - мы не связаны необходимостью самостоятельно шить одежду - но ни в коем случае не потеряло своего сакрального значения. Каждая рукодельница ревностно оберегает свои рукодельные закрома. Все мы любовно копим запасы тканей и ниток, наборов и схем, радуемся теплу наших рук и есть в этом что-то прекрасное и сильное. Память наших предков, затерявшихся в глубине веков, но оставивших нам свои традиции и мастерство. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий